Четверг, 05.09.2024, 1:00 PM
Приветствую Вас Гость

Сайт учителя информатики
Спиридоновой Елены Васильевны.

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Методический семинар "Методики и технологии, направленные на реализацию новых ФГОС, применительно к предмету Информатика и ИКТ".
Методический семинар. (Спиридонова Е.В., МОУ СОШ №6) Тема: Методики и технологии, направленные на реализацию новых ФГОС, применительно к предмету «Информатика и ИКТ». Цели работы семинара: рассмотреть инновационные технологии, направленные на реализацию ФГОС, применительно к предмету «Информатика и ИКТ». Выделить наиболее результативные, с точки зрения моего педагогического опыта. Проанализировать результаты их использования. Сделать дальнейшие прогнозы. Проанализировать мнения коллег. Введение. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП НОО отражают: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета Из выше сказанного следует, что учителю в соответствии с ФГОС надо так строить свою преподавательскую деятельность, чтобы смогли реализоваться требования стандарта. Нужно реализовать системно-деятельностный подход, чтобы способствовать само развитию и непрерывному образованию личности ученика. Для этого надо организовать активную учебно-познавательную деятельность ученика на уроках, а также во внеурочной деятельности. Какие же технологии более выгодно применять для этого. Из всех технологий, которые можно использовать в преподавательской деятельности, я бы выделила следующие технологии: проблемные технологии, игровые технологии, технологии проектного обучения, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие технологии. 1)Технология проблемного обучения. Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей. Достоинства проблемной технологии: новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы уч-ся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. Повышенная активность уч-ся способствует развитию положительных мотивов учения. Уч-ся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и развивают свои творческие способности. Опыт творческой деятельности формируется через решение проблемных задач, освоение незнакомых ПС, моделирование. Характерный приём учителя – постановка заведомо нечётких задач, допускающих неоднозначное доопределение. 2) Технология проектного обучения. В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний (Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. Саратов, 1997). Это определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. 3) Игровые технологии. Технология позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу, но и шаги по изучению предмета. Игра делает положительно и эмоционально окрашенной моторную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы. Творческое, познавательное использование игры. Способствует повышению интереса и развитию мышления. Несёт здоровьесберегающий фактор развития и обучения. Идёт передача опыта старшего поколения младшему. Является естественной формой труда ребёнка. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности. 4) ИКТ-технологии могут улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей. Доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, доказал, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области "Знание • понимание" и "Практические и презентационные навыки" по таким предметам как математика, а так же по научным и социальным исследованиям. С помощью ИКТ, изображения могут быть с легкостью использованы в процессе преподавания и обучения в целях содействия памяти как студентов, так и педагогов. С помощью ИКТ, преподаватели могут с легкостью объяснять сложные инструкции при этом обеспечивая большее понимание студентов. С помощью ИКТ, преподаватели могут создавать интерактивные классы и делать уроки более приятными, что может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся. 5) Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Образовательные программы, методики и технологии, разработанные мною Название Описание Результативность Программа для учащихся основной школы: Кружок «Издательство школьной газеты». Программа включает в себя цели, задачи, основной раздел (почасовое планирование). Программа рассчитана на 34 часа в год, ориентирована на учащихся среднего и старшего звена. Данная программа реализовывалась на протяжении 5 лет, на кружке ребята выпускали школьную газету, писали статьи, рисовали, работали с различными офисными программами. В результате реализовался деятельностный подход в обучении. Программа элективного курса «Компьютерный дизайн. Реклама». Программа разработана для учащихся старших классов, ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся, ориентации на выбор профессии. Элективный курс проводился в 9 классах. Учащиеся курс посещали с удовольствием. Создавали дизайн квартиры, рекламные ролики. Программа для учащихся основной школы: Кружок «Юный информатик». Программа разработана для учащихся начальной и средней школы, ориентирована на повышение качества знаний учащихся, развитие личности. В программу включены основные разделы информатики: работа с графикой, текстовой информацией, мультимедиа информацией, работа в Интернете. Данная программа реализутся на протяжении 4 лет. Ребята с удовольствием посещают кружок, на котором выполняют различные проекты, часть из которых опубликованы в Интернете на моих сайтах: http://sp-elena2014.narod.ru http://nsportal.ru/spiridonova-elena-vasilevna Программа для учащихся основной школы: «Программирование на языке Паскаль». Программа разработана для учащихся старших классов, ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся, ориентации на выбор профессии программиста. Элективный курс проводился в 9-11 классах. Учащиеся курс посещали с удовольствием. Хотя, не всегда удаётся набрать большую группу, интерес к программированию проявляется не у всех ребят. Программа для учащихся начальной школы: Кружок «Развивающие игры на компьютере и обучение рисованию». Программа разработана для учащихся начальной школы, ориентирована на развитие у учащихся памяти, логического мышления, умений работать на компьютере, развитие личности. В программу включены основные разделы информатики: работа с графикой, текстовой информацией, работа с развивающими играми GCompris и клавиатурными тренажерами. Данная программа реализутся на протяжении 5 лет. Ребята с удовольствием посещают кружок, на котором выполняют различные проекты, часть из которых опубликованы в Интернете на моих сайтах: http://sp-elena2014.narod.ru http://nsportal.ru/spiridonova-elena-vasilevna Выводы: Рассмотрев несколько технологий, можно уже сделать выводы, что использование проблемной технологии, проектной технологии, игровых технологий, ИКТ-технологий, при обязательном использовании здоровьесберегающей технологии уже можно реализовать ФГОС нового поколения. Так как эти технологии позволят достигнуть тех задач, которые ставят перед нами стандарты нового поколения. В своей педагогической деятельности я использую проблемные ситуации, проектные технологии, реже игровые, обязательно здоровьесберегающие и другие. Физминутки на уроке придают занимательный характер, дают возможность сохранить здоровье ребёнка, расслабиться, восстановить работоспособность. Важное значение имеет внеклассная работа по предмету, это прекрасная возможность для реализации способностей ребят, самоутверждения. Внеклассная работа даёт свои результаты. Работая по различным программам кружков: «Издательство школьной газеты», «Юный информатик», элективных курсов: «Компьютерный дизайн. Реклама», «Программирование на Паскале», «Бухгалтерское дело» и других, можно способствовать саморазвитию и самообразованию личности ребёнка, осуществлять задачи метапредметного подхода и профильного обучения. Здесь учитываются запросы учащихся, их выбор, интересы. На кружках ребята больше любят заниматься проектной деятельностью и исследовательской деятельностью. Формы внешней оценки результатов № Название Дата Итоговые результаты 1 Участие ребят во Всероссийском игре-конкурсе «Инфознайка» 2013 г. 1,2,3 места в районе – пропедевтический уровень (юшин Андрей, Бачурина Елена, Юшин Сергей); 2 и 3 места в районе, подготовительный уровень (Спиридонов Александр. Валеева Алёна); 3 место в районе, начальный уровень (Коденева Тамара Александровна), 1-2 место в районе (10-11 классы) – Гордеев Игорь, Солопова Екатерина.3 место в районе (9 классы) - Минжмаа Валерия 2 Участие ребят во Всероссийском игре-конкурсе «Инфознайка» 2014 г. 1, 2, 3 места в районе (2-4 классы) – Ерофеев Егор, Ведерников Илья, Беломестнова Алёна, 1, 2, 3 места в районе (5-7 классы) – Спиридонова Анастасия, Спиридонов Александр, Бачурина Елена 3 Участие ребят в Городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», 2014 г. Диплом II степени (ученик 6 «А» класса Спиридонов Александр), Диплом III степени ( ученик 7 класса Кузнецов Артём), Сертификат участника (Кремлёв Вячеслав, ученик 7 класса) 4 Участие ребят в городском конкурсе на лучшую виртуальную открытку 2014 г. Сертификаты участников 5 Победитель городской олимпиады по информатике, участник областной олимпиады. 2013 г. 1 место в городской олимпиаде, Трофимов Иван, 9 класс 6 Победитель городской олимпиады по информатике, участник областной олимпиады. 2012 г. 1 место в городской олимпиаде, Орешина Александра, 11 «А» класс 7 Победитель городской олимпиады по информатике 2009 г. 1 место в городской олимпиаде,тКурмазов Сергей, 11 «А», По результатам многолетней работы с применением проектного метода, проблемной технологии, игровой технологии можно сделать следующий вывод: при применении данных методов достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии» , хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, занимаются исследовательской деятельностью. При окончании школы все учащиеся владеют обязательным минимумом навыков и знаний, оговоренными в стандарте. Увеличилось и число учащихся, продолжающих после школы свое образование в вузе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями. Источники информации, используемые при подготовке семинара: 1. http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm 2. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm 3. http://www.elmoglobal.com/ru/html/ict/01.aspx
Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (02.05.2015)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта